Какими мы хотим в итоге воспитать наших детей?

  1. В целом — счастливыми
  2. По части личного и общественного целеполагания — вольными, с великой и чистой силой духа
  3. По части нахождения решений — творческими, способными, умными
  4. По части исполнения личных и общественных дел — самостоятельными, умелыми и ответственными
  5. По части получения итогов — здоровыми, успешными и процветающими

1. Счастье

Что такое счастье? Если погружаться в происхождение слов, как логически, так и творчески, то с-частье — это возможность быть со своей частью благ и возможностей, достаточной для полноценного исполнения своей участи, для участия во всех интересующих делах и явлениях этого мира, быть ладной частью целого в своем теле, деле, семье, обществе, Вселенной.

2. Воля, сила духа

Эти качества требуют взращивания с самого рождения (а может даже с зачатия, или вообще принятия решения о зачатии, когда, возможно, ребенок тоже принимает решение воплотиться в вашей семье). Это качество подобно растению, за которым можно, конечно, ухаживать и формировать подобно садовнику, но если на каком-то этапе это растение передавить, не дать пространства для роста, не дать достаточно света и питания, обрезать центральный ствол, то есть большая вероятность полностью загубить это качество без возможности  его возродить в дальнейшем. Поэтому уважать волю ребенка нужно с самого самого начала. Вначале — это маленький нежный росток, к нему нужно относиться наиболее бережно. По мере набора силы этого качества можно увеличивать строгость и требовательность.

Воля — это личное качество, дух — это общественное высшее качество. И очень важно равновесие, взаимовлияние между волей и духом. Личные природные потребности освещаются высшим предназначением человека, в этом взаимном сплетении взращивается целостный человек, ладно сочетающийся как часть с целым в обществе, во Вселенной. Такой человек достаточно самостоятелен, силен, но и достаточно ответственен, участлив.

На деле в прошлом многие родители, система образования, государство весьма сильно повреждали эти качества, искажали их. Что нам надо пересмотреть в воспитании, в образовании теперь? Как нам взрастить людей с сильной волей, с сильным духом?

С точки зрения воли важно обеспечить четкое осознание личных потребностей, обучить ставить личные цели, научить всему кругу воплощения цели в жизнь от обращения внимания на потребности и условия при постановке цели, через ладное целеполагание, далее через поиск и принятие достойного решения, далее через исполнение этого решения, далее через достижение итога, полноценное его восприятие и усвоение и далее к постановке новых целей.

Важно сразу давать практическую возможность освоения этих кругов, давать выбор, пространство для обретения своего опыта, в том числе и совершения ошибок. В какой-то мере нужно, конечно, оберегать ребенка от слишком опасных ошибок, но при возникновении опасности лучше не просто полностью ограждать ребенка, прерывая его круг опыта, а дать в ослабленном виде почувствовать возможные последствия, это подобно прививке. Слишком рьяное оберегание детей от опыта лишает их возможности роста, набора силы.

Что касается системы образования, то тут сложилась давняя традиция излишнего диктата с ее стороны. Диктуется, что изучать, в какой форме, в какое время, как именно. Для взращивания вольных людей нужно сразу ставить их в условия самостоятельного выбора:

Пусть дети сами решают, кого из детей они хотят взять в класс. Пусть они сами выбирают из предложенных людей, кто их будет обучать определенным предметам. Пусть они сами определяют порядок обучения (конечно, наряду с их творческим решением предоставить готовые варианты выбора). Требование от них — чтобы весь класс в определенный срок освоил минимальный уровень знаний по предмету. А как уж они это самоорганизуют — это их ценнейший личный и общественный опыт. И не важно, что они потратят, возможно, больше времени на усвоение предмета, гораздо важнее, что они будут взращивать свою личную и общественную волю. Личностные качества гораздо важнее знаний.

В роли учителей выступают родители из круга семей, участвующих в ходе межсемейного образования. Задача учителей — заинтересовать детей, чтобы они захотели не только минимум знаний получить по преподаваемому предмету, но и пойти глубже. Задача предоставить варианты получения знаний. Это могут быть разные формы передачи. Можно, как обычно, всех собрать и планомерно читать материал. Можно передать затравочные знания самой способной инициативной группе класса, а они сами найдут способ достать дополнительную информацию, сами донесут ее до всех учеников. Можно обучить лишь способу получения знаний и предоставить материалы для особо самостоятельных и активных детей. Важно дать выбор, важно иметь гибкость, важно уважать волю детей, важно изжить в себе склонность к тупому диктату.

Когда дети осознают свои потребности, когда сами ставят свои цели, они поначалу в части реализации все еще зависят от родителей. Родители обязаны обеспечивать минимально необходимые потребности детей, а вот все, что сверх минимального — развлечения, дорогостоящие (не только по мере денежной) мероприятия, мечты и даже вредоносные соблазны, вроде сладкого, компьютерных игр и пр., все это может служить наградой. В случае вредоносных потребностей абсолютно ограничивать не стоит, это тоже важный опыт, требующий прививки, важно лишь привести это в определенные рамки, постараться высветить для их внимания реальные вредоносные последствия, чтобы они сами на своем опыте заметили их.

Награда должна даваться членам класса только в случае достижения поставленной перед ними задачи: весь класс в определенный срок должен сдать минимальный объем знаний. Их дело самоорганизоваться, подтягивать отстающих, находить наиболее подходящий способ изучения. Это обучает общественному взаимодействию, как быть ладной частью целого. Их право самим определять состав класса. Это тоже важный урок для детей, они сами должны стремиться быть частью целого, чтобы другие дети принимали их. Такой подход с самого начала даст ощущение своей воли, сопряженной с требованиями общества. К примеру, если на предмет отведено две недели, а дети очень способные, то они вправе потратить всего лишь пару часов и быстро все изучить, убедиться в усвоении и гулять, посвящая освободившееся время своим целям, но в конце этого срока будет проверка и они получат свои итоги и последствия. А вот старый подход, когда независимо от способностей и успехов ребенка, независимо от его воли он все равно вынужден тратить свое время на диктуемые уроки, на исполнение распорядка, этот подход убивает инициативу, волю, мотивацию. Многие получают опыт такой свободы лишь в ВУЗах, но ведь можно дать этот опыт с самого начала, важен лишь ответственный контроль за качеством итоговых знаний, важна строгость, разумность и справедливость в деле наград за успехи. И наградой должны быть не идиотские грамоты, оценки, значки, даже похвалы и прочие формальности, а удовлетворение действительных потребностей детей (сверх минимальных).

Что касается развития духа, то тут, конечно, ни в коем случае не идет речь о религиях и прочей дребедени. Тут важно взрастить способность непосредственно чуять свое уникальное высшее предназначение, это не место для догм и программирования ума, это место для творчества, иногда едва уловимой тончайшей работы, где большее значение имеют высшие чувства, а не слова. Чувствовать себя частью целого, частью чего-то большего. Для начала — частью небольшой группы, далее все больше масштаб. Начинаем с семьи, потом класс, поселение, район, область, страна, Земля, (Солнечная система, локальный звездный сектор, сектор галактики и далее… до Разумной Бесконечности…). Сила духа — по мере масштаба целого, частью которого ты себя ощущаешь и умеешь взаимодействовать, быть проводником интересов целого. Итак, воля — личное, часть, дух — общественное, целое. Нужен баланс, как в точно отстроенном часовом механизме.

Россия — именно та страна, где возможно коренное изменение к лучшему, поскольку значительна часть населения, которая генетически предрасположена иметь сильный дух (способность представлять интересы целого). Но нам надо преодолеть навязанную тенденцию к диктату сверху, выправить свою волю. В советское время постулировалась диктатура пролетариата, но по факту это была диктатура государства, партии, номенклатуры, воля людей была значительно придавлена всей системой. Перекос страны в сторону эгоистичной воли после распада Союза — это другая крайность, которая не соответствует нашей природе, и такая воля не полезна для целого, и даже крайне вредна. Объединение воли и духа в равновесии — основа общества, в котором есть место самоорганизации, в котором народ связан непосредственно со всеми делами страны.

3. Творчество, способности, ум

Для развития этих способностей с одной стороны нужно развивать разносторонние качества, с другой стороны, нужно чувствовать уникальные предрасположенности детей. Не так важно иметь стандартный способ нахождения решений, важнее, чтобы для конкретного человека это был наиболее эффективный для его жизни способ. Кто-то может добиться успеха в жизни за счет творчества, кто-то — за счет логики, кто-то — за счет интуитивной практичности, кто-то — за счет уникальных способностей вроде ясновидения и так далее.

Важно выявлять уникальные способности детей, в том числе, те, которые общество в общей массе пока считает невозможными (к примеру, ясновидение, телепатия, целительство и пр.). Да, многие люди боятся всего неизвестного, да многие проявляют страх и агрессию к этим темам. Но право на развитие своих способностей — это даже не конституционное, это вселенское право каждого живого существа.

Но минимальный уровень общих для всех навыков все-таки нужен. Читать, писать, считать, общаться, иметь ясное здравомыслие.

Рассмотрим на примере навыка чтения. Когда этот навык прививается в форме обязательного чтения литературы, которая не вызывает интерес, то в большей мере в итоге прививается отвращение к чтению и приобретению знаний. Сам метод чтения может иметь разную степень эффективности. Можно обучиться методике быстрого чтения, вплоть до моментального восприятия страницы текста за секунду. Но обучиться этому в зрелом возрасте, исправляя ранее полученный навык, гораздо сложнее, чем если бы этот навык сразу давался в полноценной форме в детстве. Поэтому стоит предоставлять такую возможность сразу на выбор. Что бы ни утверждали специалисты, это возможно сразу. Другое дело — не все дети это захотят, но тут уж задача учителя — вдохновить, суметь обучить, и это искусство.

Гораздо важнее дать методологию поиска и принятия решений, чем забивать фактами голову. Рассмотрим на примере предмета истории. Да, историю знать очень важно. Но, мы все прекрасно знаем, что история множество раз переписывалась в угоду властям разных уровней, искажалась и по другим причинам (банальное неведение, несовершенство научных методов определенной поры). Нет никаких гарантий, что официальная версия истории не искажена и сейчас. Более того, есть даже такая уверенность, что она искажена, и значительно. Для развития способностей развитого человека нужно уметь воспринимать множество версий, иметь критическое мышление, уметь самостоятельно исследовать вопросы. Помимо официальной версии стоит давать и альтернативные версии, не утверждая ни в коем случае их истинность. Стоит пробудить интерес к истории, как процессу, к его закономерностям, устройству, а не прививать отвращение к теме бесполезной зубрежкой дат.

Если мы хотим стать вольным самостоятельным народом, то нужно начинать с процесса воспитания и образования. Мы должны проявлять волю как общество, определяя самостоятельно состав программы образования, методы преподавания, не позволяя государству излишне довлеть. Мы источник власти. В итоге нам решать. Нам для себя нужно решить, что вправе требовать государство, какие законы приемлемы, а какие нарушают конституционные права, есть приоритет международного права, мы имеем возможность как общество и как части общества проявлять законодательную инициативу, корректировать законы, к примеру, убирая излишние требования в плане образования, это трудоемкий процесс, но делать это стоит. Кто, если не мы?

4. Самостоятельность, умелость, ответственность

Самостоятельность взращивается вместе с волей. Это изначальное предоставление ребенку возможности решения как можно большего числа своих потребностей своими силами, лишь наблюдая и оберегая в необходимой мере.

Умелость — практические навыки, которые полезны в жизни. Наша жизнь, наша история учит нас, что нам всем важно уметь многое делать самостоятельно, чтобы быть более устойчивыми, уверенными, независимыми. Мы можем быть специалистами в чем-то, что может в случае нормально функционирующего общества нас полностью обеспечить, но наше общество не настолько устойчиво и благополучно, чтобы забыть о необходимости достаточной автономности, способности к выживанию. Это важно для ощущения уверенности в себе, взращивания независимой воли.

Полезно обучать детей самостоятельно заботиться о своем здоровье, о развитии тела, навыкам выживания и самообороны, обеспечения себя питанием на земле, навыками минимально необходимого обеспечения жизни: постройка дома, его обустройство, ведение хозяйства, ремонт всяческой техники, одежда, основы рождения и воспитания здоровых и целостных детей, умение защищать свои интересы в обществе, как в процессе общения, так и юридически, навыки общественной самоорганизации. Сами посудите, насколько была полезна прошлая система образования для вас лично, какую часть знаний и навыков вы приобрели благодаря ей, а какую обрели сами. Очень часто люди в лучшем случае 10% знаний используют из школы, а навыков и того меньше.

Специалистом в каком-то деле можно стать и получая образование после школы. Хотя, когда человек с детства знает свое предназначение, то ему стоит сразу дать возможность развивать это направление, сразу реализовывать это в ходе взаимодействия с обществом. Но вышеприведенные навыки автономности, независимости стоит давать сразу. Это основа сильного народа.

Тот, кто ощущает свою силу, тот, кто умеет решать свои задачи, тот, кто имеет успешный опыт взаимодействия с обществом, тот обретает и качество ответственности. Оно вырастает из здоровой практики. Только вольный человек, воспитанный среди других вольных людей, может быть ответственным. Сообщество вольных людей всегда найдет способ спросить ответ за действия членов сообщества, так постепенно и нарабатывается готовность давать ответ за свои решения.

5. Здоровье, успешность, процветание

Здоровье прежде всего определяется здоровой системой целеполагания. Не может быть здоров человек, который сам вредит себе. Он сам должен поставить приоритет здорового питания, здоровых процессов, здорового окружения, сам должен заботиться об экологии окружающего пространства, как ближнего (натуральная гигиена, натуральная одежда, дом и ближайшее пространство вокруг), так и дальнего (город, страна, планета). Чтобы иметь здоровье по факту, нужно уметь добиваться обеспечения всех необходимых условий жизни. Это многого требует, никто не говорит, что это просто, но это необходимо.

Успешность. Успех — это умение успевать быть в ладном взаимодействии с миром. Успевать быть полезным обществу, успевать востребовать достойное вознаграждение своему труду, успевать воспользоваться плодами труда, успевать развиваться. Для успеха нужно быть свободным от балласта, от всего того, что заставляет человека тормозить, от страхов, заморочек, сомнений, неуверенности. В процессе воспитания и обучения очень важно очищать ребенка от всего этого балласта, позволять ему стать легким, маневренным, уверенным, деятельным. На деле система образования прошлого значительно накапливает балласт, создает лишние психические проблемы, искажает здоровье. Даже ненужные знания, которые не имеют отношения к системе целеполагания человека, это тоже ненужный балласт. Нужно все соотносить с живой волей человека.

Процветание. Это свойство проявляется, когда человек в достаточной мере волен, когда он здоров, успешен, силен, умел, деятелен. Когда он развил свои способности. Когда его жизнь наполняет ощущения счастья. И именно процветающие люди наиболее полезны для полноценного общества, для мира в целом.

6. Вывод

Итак, лишь уникальный добросовестный подход нас самих может дать полноценное воспитание и образование нашим детям. Только мы сами можем тонко почувствовать все особенности своих детей. Только мы сами можем обеспечить качество в этих делах. Объединив усилия нескольких семей единомышленников, можно эффективно обучать наших детей. Важна общественная организация большего масштаба для методической поддержки межсемейного образования, для защиты прав такой формы образования, для влияния на программы, для подготовки родителей по всем граням такой работы. В достаточно большом сообществе одна семья может брать на себя всего один предмет для преподавания, или даже часть предмета (один курс, к примеру). Это гораздо меньше требует сил и времени, чем сначала зарабатывать, а потом оплачивать образование в других формах (даже якобы бесплатных), а главное, это разумнее распределяет время жизни ребенка, его силы, правильнее отражается на его качествах. Не просто семейное, а межсемейное образование дает больше свободы выбора, больший кругозор детям, больше опыта взаимодействия с другими детьми. Для поселений — это наилучшая форма. Если есть общественное помещение для занятий — это прекрасно, но даже если нет, то класс детей может переходить от одного дома, к другому, получая уроки по разным предметам, заодно гуляя в ходе такой естественной перемены. Но и в городе есть возможности для этого.

Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо — делай это сам, а еще лучше в сообществе тех, кому доверяешь. Кто, если не мы?